Названия и характерные особенности

некоторых акварельных красок 4

Охра светлая – краска холодного тона, прозрачная, несколько глуховатого оттенка.

Сиена натуральная – краска желто-коричневого цвета.

Охра красная – краска красно-коричневого цвета.

Сиена жженая – красно-коричневого цвета теплого тона.

Железная красная – красно-коричневого цвета холодного тона.

Алая – ярко красного цвета, имеет темный тон с киноварным оттенком.

Краплак красный красно-малинового цвета.

Кармин − интенсивная краска красно-малинового цвета, более холодного оттенка, чем краплак.

Ультрамарин – из группы синих, наиболее теплого тона – разводить дождевой или дистиллированной водой.

Кобальт синий − свеженанесенная краска имеет нежный синий цвет, неинтенсивная.

Изумрудно-зеленая и зеленая травяная – интенсивные зеленые краски.

Умбра натуральная – холодного (табачного) оттенка

Умбра жженая – теплого(шоколадного) оттенка

Марс коричневый – теплого тона, но более холодная, чем умбра жженая, интенсивная.

Киноварь − яркая, чистая, оранжево-красная.

Сепия − цветовое изменение - в насыщенном слое она темно-коричневая, с холодным оттенком; в тонких лессирующих слоях – коричнево- серая.

Сажа газовая – интенсивная черная теплого тона, в разбеле – холодного серого тона.

Готовальня−набор инструментов для черчения должна содержать циркуль, циркуль-измеритель, рейсфедер, крон-циркуль.

Линейки для черчения карандашом и тушью (со скошенным краем).

Треугольники с углами 90° 30° 60° и 90° 45° и 45°.

КОМПОЗИЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КАРТ 2,5,6

Основные элементы общего оформления карт

1. название карты

2. рамки внешние и внутренние

3. легенда карты

4. дополнительные карты (карты-врезки)

5. диаграммы, графики, профили, фотографии, художественные рисунки и др.

6. пояснительные тексты - указание масштаба; выходные данные и др.

7. поля карты.

Компоновка карты - расположение легенды карты, ее рамки, названия, дополнительных карт и других элементов общего оформления относительно изображаемой на карте территории.

На компоновку влияет

1. назначение карты;

2. ее содержание;

3. картографическая проекция и масштаб;

4. условия применения карты (настольная, настенная, многолистная, в атласе);

5. экономическая эффективность.

Название карты −элемент общего оформления, на который обращаем внимание в первую очередь. Его характеризуют тип, размер, рисунок шрифта, характер расположения.

Требования к названию карты: четкость, наглядность, эстетичность восприятия.



Выделяется несколько вариантов расположения названия (Рис. 1).

Рис. 1. Варианты размещения названия карты

относительно внешней рамки [2]:

1 – над внешней рамкой симметрично; 2- над внешней рамкой

в левом углу; 3- внутри рамки; 4-внутри рамки усиленное

специальной дополнительной рамкой; 5-на белом фоне при

общем цветном

Выбор шрифта связан с характером использования карты. Для настольных карт применяются шрифты академического стиля с достаточно тонким и прозрачным рисунком. Размеры названий на настольных картах от 2 до 5 мм. На стенных картах применяются художественные шрифты крупных размеров (3-5 см). Их рисунок и стиль разнообразны, часто отражают особенности национального искусства. Размер шрифтов согласуется с форматом карты и условиями читаемости на расстоянии.

Рамки – ограничивают картографическое изображение и другие дополнительные элементы карты.

Форма рамок различна прямоугольная, окружность, овал, трапеция и др. Рамки внешние ограничивают картографическое изображение. При сложных компоновках карт применяют внутренние разделительные рамки для выделения карт-врезок, легенды основной карты или другого содержания. Разделительные рамки подчеркивают общую композиционную структуру листа, служат для разграничения нескольких карт, помещаемых на одном листе. Они бывают прямоугольные, состоящие из ломаных линий, плавных (лекальных) прямых) кривых и т.д.

Рамки внешние отделяют карту ост свободного поля листа, выполняют декоративные функции. Их оформление различно, часто согласуется с рисунком шрифтов названий карт с целью создания единого гармоничного восприятия.

Название карты обращаем внимание в первую очередь. Поэтому тип шрифта его размер, рисунок, характер расположения названия должны обладать четкостью наглядностью и эстетичностью восприятия. Название карты располагается над верхней рамкой симметрично или в левом углу, а также внутри рамки. Или усиливается специальной дополнительной рамкой или дается на белом фоне при общем цветном. Выбор шрифта связан с характером использования карты. Для настольных карт применяют шрифты академического стиля с достаточно тонким и прозрачным рисунком. Размеры названий на настенных картах от2 до 5 мм. На стенных картах применяют художественные шрифты крупных размеров . Их рисунок и стиль разнообразны отражают особенности национального искусства и т.д. Размер шрифтов согласуется с форматом карты и условиями читаемости на расстоянии. На стенных картах 3-5 см.



Легенда карты - главный элемент компоновки. Ее место в общей композиции определяется в первую очередь. Основные требования к размещению:

а) удобство ее чтения, четкая приуроченность к картографическому изображению;

б) отделение легенды и ее частей от дополнительного содержания (карт-врезок, диаграмм, графиков и др.)

в) компактность расположения. Выполнение требований а) и б) обеспечивается оформительскими приемами:

Ограничение контура рисунка региона и легенды единой рамкой

-выделение легенды среди других дополнительных элементов рамкой с двойными линиями.

Пример единого и четкого восприятия карты и легенды: их оформление на едином цветном фоне (например, белом), в отличие от других элементов, показываемых на другом фоне (сером, светло-желтом).

Сложнее сохранить приуроченность легенды к карте на листе, включающем несколько карт. При разных темах каждая карта имеет свою легенду, располагаемую непосредственно около карты. Для карт со взаимосвязанными сюжетами, имеющих повторения обозначений, целесообразно давать единую сводную легенду.

Компактность расположения легенды связана с ее графическим видом, а тот зависит от типа карты, сложности тематического содержания.

Различные виды географических карт обуславливают разнообразие легенд по их графическому виду, объему, сложности построения.

Рациональные приемы оформления легенды

- размещение знаков в определенной последовательности;

- выбор шрифтов для заголовков различных ранговых групп;

- расчет расстояний между таксономическими категориями и т.п.

Все эти приемы касаются внутренней композиции карт, но также влияют на компоновку карты в целом. Не сложна компоновка элементарных карт. Они просты, занимают на листе много места. На отраслевых экономических картах ограничиваются коротким пояснением. Но при наличии на этих картах большого числа дополнительного содержания важно, чтобы легенда основной карты ясно выделялась и не была оторвана от картографического изображения.

Легенды тематических картимеют более сложное графическое построение, содержат качественные и количественные характеристики. Возможно расчленение легенды, размещение в различных местах свободного поля листа, но при сохранении последовательности чтения взаимосвязанных показателей слева направо и сверху вниз. В этом случае легенды создают определенную свободу в композиции листа карты, обеспечивают получение уравновешенности и стройности ее общего вида. Без большой потери наглядности и единства восприятия расчленяются легенды комплексных карт, где отображаемые показатели могут изучаться последовательно. Наибольшие трудности в размещении создают легенды типологических и синтетических карт. Они имеют сложные, многокомпонентные легенды, громоздкие (например, ландшафтные).

Карты-врезки – тесно связаны с основной картой, обогащают ее содержание

Рекомендации по расположению карт-врезок

а) заполнение картами-врезками не более 3 углов листа;

б) уравновешенность компоновки с учетом размеров и красочного оформления врезок;

в) их ограничение простейшими рамками с минимальным числом изломов.

Дополнительные карты имеют своими легенды, которые целесообразно компоновать вместе с картой, объединяя их одной рамкой.

Диаграммы, графики, профили, художественные рисунки и др. - располагаются в зависимости от их значения и наличия для них свободного места в пределах листа.

Пояснительные тексты включают указание масштаба, выходные сведения, статистические таблицы, текстовые пояснения, содержащие природные, экономические, исторические и др. сведения, дополняющие содержание карты.

Поля карты – полоса между внешней рамкой и линией обреза листа – служит для размещения названия, подписи масштаба. Выходных данных, выполняют декоративную функцию.

Размеры полей обычно не превышают 2-3 см на стенных картах.

Верхнее поле увеличивают, если название карты располагается за рамкой. Для повышения художественного восприятия проектируют цветные поля.

Общая композиция элементов внешнего оформления карт выполняется относительно внешней рамки (или внутренней, если она имеется). При этом важны различные приемы:

а) компоновка всех элементов внутри рамки;

б) их размещение за внешней рамкой, т.е. на полях карты;

в) комбинированный прием (часть элементов – диаграммы, графики, профили располагается внутри рамки, а другая часть – название масштаб, пояснительные тексты - за рамкой).

Компоновка дополнительных элементов на полях карты характерна для общегеографических карт. Комбинированный прием используется на тематических и картах комплексных атласов. Применяется также прием компоновки элементов без полей и ограничительных рамок, лист используется полностью до линии обреза. Нередко при такой компоновке участки, свободные от элементов внешнего оформления, заполняет географическая основа, а легенда, карты - врезки и другие элементы, компонуются в пределах листа без разделительных рамок.

Композиционные приемы усложняются при размещении на одном листе нескольких карт. В этом случае необходимо отразить значимость карт, не нарушить логическую последовательность сюжетов, соподчиненность тем.

Использование приема нескольких цветных полей для элементов внешнего оформления: показ легенды основной карты – на светло-сером фоне; дополнительные карты – на розовом; диаграммы, графики – на желтом.−облегчает восприятие, создает эстетический вид. Неправильное композиционное построение ухудшает эстетический вид, ведет к потере читаемости всего содержания.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ 1,2,3,6,7

Цвет

Цвет является мощным фактором повышения читаемости и доходчивости карт, средством увеличения их информационной емкости. Цвет – сложное явление, его можно рассматривать как сочетание трех процессов: − излучение телом энергии; − работа органа зрения; − восприятие цвета.

Цвет в научном смысле, есть прежде всего, свойство излучения.

Обобщенно цвет − свойство спектрального состава излучения, по которому наш глаз может отличать излучения друг от друга. Глаз хотя и не обладает свойством судить о группе излучений, с определенным спектральными составами, которые одинаково влияют на глаз. Существуют приборы, позволяющие точно сравнивать излучения по цвету. При помощи математики можно заранее определить, какие по составу цвета не будут различимы глазом.

Область видимого света в общем спектре электромагнитных колебаний занимает сравнительно небольшое место.

В области видимого света от длины волны зависит цвет излучения.

Белый цвет состоит из множества цветных лучей, это наглядно доказывается разложением пучка «белы» лучей в спектр при прохождении сквозь призму. В зависмости от длины лучей, образующих спектр, мы различаем в нем множество различных цветов: от фиолетового (380 нм) до красного (770 нм). Обычно принято говорить о 7 цветах спектра. Но это число условно. В цветоделении более удобно выделять 8 цветов:

Таблица 1 [6]

ПРИМЕРНЫЕ ГРАНИЦЫ УЧАСТКОВ 8 ЦВЕТОВ

В СПЕКТРЕ ВИДИМОГО ЦВЕТА (λ, нм)

красный оранжевый желтый желто-зеленый зеленый голубой синий фиолетовый 770 − 620 620 − 590 590 − 570 570 − 550 550 – 500 500 −470 470 – 440 440 − 380 Красная зона (770 − 570) Зеленая зона (570 − 490) Синяя зона (490 – 380)

Границы участков цветов нередко различаются в литерату­ре. Это объясняется тем, что глаз различает в спектре множество цветов, плавно переходящих друг в друга и границы их могут опре­деляться различными наблюдателями по-разному.

Рассматривая спектр, заметим, что глаз различает цвета не в строгой пропорции с изменением длины волны. В красной, зеленой и сине−фиолетовой частях спектра глаз различает цвета лишь при значительном изменении длины волны (одинаково красный цвет, нап­ример, мы видим от 655 нм до конца спектра) и эти цвета занимают в спектре наибольшую протяженность. jb желтой и голубой частях спектра глаз видит изменение цвета при изменении длины волны все­го на несколько и даже на один нанометр. В соответствии с этим, в спектре принято выделять три основные зоны - красную, зеленую и синюю.

Упрощенно спектр можно представить в виде диаграммы из трех столбиков, соответствующих зонам (цветам) спектра.

Три основных цвета − красный, синий, зеленый − следует рассматри­вать как обобщенные, полученные в результате смешения множества лучей разных цветов, относящихся к этим зонам.

Цвет в картографии

Все многообразие цветов может быть разделено на две группы. К одной относятся цвета хроматические (окрашенные), к другой - ахроматические - (неокрашенные). Основные отличия одних хроматичес­ких цветов от других могут быть по цветному тону, светлоте (яр­кости) и насыщенности.

Цвета тел, обладающих избирательным (селективным) поглощени­ем, называются хроматическими.

Цвета красок, каки всяких тел, тоже объясняются избиратель­ными свойствами красящего вещества. Следует помнить, что ощущение цвета краски возникает в глазу под воздействием множества разных по спектральному составу лучей, а не монохроматического излучения..

Цветовой тон

Под цветовым тоном понимают саму цветность, то есть то, и что позволяет любой цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра (например, синий, красный, зеленый цвет). И.Ньютон по аналогии с музыкальной гаммой выделил семь различных по тону цве­тов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый. Однако каждый "ньютоновский " цвет состоит из многочисленных по цветовому тону цветов. Число цветовых тонов, различаемых гла­зом в спектре, достигает 150.

Светлота (яркость)

Цвет одного цветового тона может различаться по светлоте (например, красный бывает темно-красным, красным, светло-крас­ным) . Чем ближе свет к белому, тем он светлее. Число воспринимае­мых глазом оттенков цвета по светлоте (яркости) равняется нес­кольким сотням.

Насыщенность

Один и тот же по цветовому тону и светлоте цвет может иметь различные оттенки по чистоте или насыщенности ( например, свет­ло-красный, может быть "грязным", более чистым, чистым).

Насыщен­ностью называется степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического (серого). Чем больше примеси серого в цвете, тем он будет менее насыщенным. Это степень выраженности цветового тона, степень избирательности поглощения (пропускания) по спектру. Чем красный цвет краснее, тем он насыщенее.

Самыми насыщенными природными цветами яв­ляются цвета спектра.

Цвета акварельных красок по насыщенности всегда меньше цветов спектра.

Измеряется насыщенность числом порогов (едва различимых ступеней) от данного цвета до ахроматического , одинакового с ним по светлоте. Глаз различает от 4 дл 25 порогов насыщенности, в зависимости от цвета краски и других условий. Число различаемых ступеней цвета по насыщенности зависит от цветового тона и колеблется (для цветов акварельных красок) в пределах от 4 до 12

К понятию насыщенности очень близко понятие чистота цвета, которую называют еще колориметрической насыщенностью.

Чистота – доля чистого спектрального цвета в смеси равноярких спектрального и белого или как отношение спектральной составляющей к общей яркости цвета. Чистота обозначается буквой Р и выражается в процентах. Согласно определению, чистота цветов спектра будет равна 100 % (нет примеси белого); чистота белого, серого равна 0.

Ахроматические цвета не имеют цветового тона и изменяются лишь по светлоте. Это цвета: белый, всевозможные серые (от самого светлого до самого темного), черный.

При измерении цвета его чистоту можно определить более точно, чем насыщенность, поэтому в колориметрии пользуются именно чистотой. Понятия насыщенности и чистоты довольно близки, и при характеристике цвета в большинстве случаев можно пользоваться и тем и другим. Так, если все цвета спектра имеют одинаковую чистоту (100%), то насыщенность у некоторых из них разная. Желтый цвет воспринимается как более близкий к белому, чем, например, красный или синий, значит и насыщенность желтого меньше.

Совокупность цветового тона и чистоты цвета дают качественную характеристику, называемую цветностью. Яркость (светлота) является количественной характеристикой.

С изменением одной из трех характеристик будет изменяться и цвет, поэтому следует иметь ввиду, что если мы замечаем какие-либо различия в цвете, например, видим, что один цвет зеленый несколько светлее другого, значит мы видим два цвета, а не «оттенки» одного цвета, как это часто говорят.

Для характеристики цвета часто применяют термин «интенсивность». Цвет будет тем более интенсивным, чем более его насыщенность и светлота. Например, из двух цветов с одинаковой светлотой более интенсивным будет тот, у которого больше насыщенность.


ne-mogli-izbavitsya-ot-svoego-neposredstvennogo-nachalnika-grubogo-avtoritarnogo.html
ne-mogut-uvelichit-prodolzhitelnost-zhizni-pacientov-s-vich.html
    PR.RU™