Назовите методы исследования возрастной психологии. Дайте им краткую характеристику.

7. Назовите основные научные подходы в возрастной психологии.

8. Какие принципы лежат в основе периодизаций психического развития?

9. Приведите примеры научных теорий возрастного развития, назовите их авторов. Кратко воспроизведите основные положения.

10. Что является движущими силами психического развития?

11. Каковы условия психического развития?

12. Какие факторы определяют психическое развитие человека?

13. Кто сформулировал основные закономерности психического развития?

14. Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности»?

15. Каковы основные виды деятельности?

16. Назовите представителей биогенетической концепции, раскройте суть их теорий

17. Назовите сторонников социогенетической концепции, раскройте суть их теорий

18. Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

Материалы для контроля конечного уровня усвоения:

Терминологический диктант:

1. Психологический возраст – интегральная характеристика человека, относящаяся к индивидуальным характеристикам и функциям, характеристикам личности и субъекта.

2. Развитие – закономерное направленное и необратимое изменение во времени, выраженное количественных, качественных и структурных преобразованиях психики и поведения человека.

3. Социальная ситуация развития – условие для всех динамических изменений в психике, включает в себя систему отношений, уровни взаимодействия, типы и формы деятельности

4. Психологическое новообразование - принципиально новые психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и которые определяют сознание человека, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период жизни.

5. Кризис развития - переходный период от одного этапа развития к другому, возрастно-нормативный перелом в развитии, влекущий внутренние изменения при незначительных внешних проявлениях.

6. Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.

7. Возрастная группа – разновидность условной большой группы людей, объединенных по признаку возраста.

8. Возрастные особенности – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.

Тест:

Закончите предложение:



1. Разделами возрастной психологии являются:

2. Возраст в психологии – это категория, обозначающая:

3. Хронологические границы психологических возрастов:

6. Категория «развитие» включает в себя следующие процессы:

7. Факторами развития являются:

8. Обобщенный результат психического развития в соответствующие период времени, который становится исходным для формирования психических процессов и личности человека – это:

9. Формами психического развития являются:

10. Основными свойствами психического развития являются:

11. Сферами психического развития являются:

12. Закономерностями психического развития являются:

13. Основными методами возрастной психологии считаются:

14. Предметом изучения возрастной психологии являются:

15. Биографический метод относится к группе:

16. Детское развитие подчиняется действию:

17. Представителями биогенетического подхода являются:

18. С точки зрения биогенетического подхода возрастные изменения зависят от

19. Автором теории рекапитуляции является:

20. Такие периоды развития ребенка как период охоты и период пастушества в своей теории выделял:

21. Положение о том, что переход от одной возрастной ступени к другой зависит от развития коры головного мозга принадлежит:

22. З. Фрейд считал, что психическое развитие ребенка связано с :

23. Такие стадии развития как оральная, либидозная; генитальная присутствуют в:

24. Утверждение, что управление поведением человека происходит через управление окружающие средой принадлежит представителю.

25. Представителями социогенетического подхода являются:

26. А. Бандура в своей теории доказывал, что для развития и обучения наиболее важным является:

27. Положение о том, что зависимые формы поведения играют решающую роль в развитии психики принадлежит:



28. Основной фазой социализации Р.Сирс считал:

29. Согласно теории Э. Эриксона, для каждой стадии жизненного цикла характерна своя:

30. Ключевым понятием в теории Э. Эриксона является:

31. Диффузная идентичность, согласно теории Э. Эриксона, может возникнуть:

32. Согласно теории Ж. Пиаже, основой психического развития является:

33. Основными процессами, определяющими развитие интеллекта, Ж. Пиаже считал:

34. В основу своей периодизации Л. Колберг положил степень развития:

35. Согласно теории Л. Брунера развитие познавательной деятельности и психического развития в целом происходит с помощью становления следующих средств:

36. Основными детерминантами психического развития А. Валлон считал:

37. Р. Заззо считал, что развитие происходит в результате:

38. Движущей силой психического развития согласно теории Выготского является:

39. Выготский сформулировал следующие законы психического развития:

40. Понятие «зона ближайшего развития» ввел:

41. В основе усвоения ребенком культурных форм, согласно теории Выготского, лежит процесс:

42. В группу деятельностей в системе «ребенок – общественный взрослый» входят, по мнению Д.Б. Эльконина:

43. Эльконин Д.Б. рассматривал каждый возраст, исходя из следующих критериев:

44. Рубинштейн С.Л. считал, что психическое развитие определяется:

45. Согласно Д.И. Фельдштейну, развитие личности происходит по двум направлениям:

РАЗДЕЛ 2

ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ

КПЗ 2. ДЕТСТВО: МЛАДЕНЧЕСТВО

Материалы для контроля исходного уровня усвоения:

Устный опрос

1. Какие факторы определяю особенности развития в младенчестве.

2. Перечислите психологические симптомы кризиса новорожденности и младенчества.

3. Какие изменения происходят в эмоциональной, потребностной сферах ребенка в младенческом возрасте?

4. Какие условия способствуют психическому развитию младенца?

5. Что такое госпитализм? Каковы его причины и формы проявления?

6. Что такое комплекс оживления? Какова роль взрослого на этом этапе развития?

7. Какие первые условные рефлексы вырабатываются в этом возрасте? Какие действия родителей могут способствовать образованию вредных привычек?

8. Перечислите основные линии развития в младенческом возрасте.

9. В какой последовательности дети овладевают предметными действиями? Назовите приемы формирования действий с предметами.

10. Перечислите новообразования младенческого возраста, как они проявляются в поведении ребенка.

Материалы для контроля конечного уровня усвоения:

Задача 1

Проанализируйте данную ситуацию. Определите уровень психического развития ребенка. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития ребенка. Присутствуют ли в данном описании симптомы возрастного кризиса? Какие рекомендации Вы дадите маме?

Вы врач-педиатр поликлиники. На прием к Вам пришла мама с ребенком 11 месяцев. При осмотре ребенок начинает плакать, отталкивает Ваши руки. Мама пытается успокоить, уговорить девочку, однако все попытки безрезультатны. После того как осмотр закончен мама дает девочке яркую игрушку – плач прекращается. Однако, как только ребенок замечает, что мама разговаривает с врачом и не обращает на него внимания, девочка сразу же начинает опять плакать. После очередных попыток успокоить ребенка в кабинет заходит бабушка, у неё на руках ребенок успокаивается, начинает сосать пальчики на руках. По результатам опроса: ребенок не разговаривает, все показывает только жестами, не ходит.

Задача 2

Проанализируйте данную ситуацию. Определите уровень психического развития ребенка. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития ребенка. Присутствуют ли в данном описании симптомы возрастного кризиса?

«Бронек хочет открыть дверь. Двигает стул. Останавливается и отдыхает, помощи не просит. Стул тяжелый, Бронек устал. Теперь тащит попеременно, то за одну, то за другую ножку. Работа идет медленно, но становится легче. Стул уже от двери близко. Бронеку кажется, что дотянется, вскарабкивается, встал на ноги. Я придер­живаю слегка за платьице. Пошатнулся, испугался, слез. Придви­гает к самой двери, но ручка осталась в стороне. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Опять трудится, лишь дольше пере­дышки. Взбирается в третий раз: нога — вверх, рывок рукой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепля­ется за край стула, лег на живот, пауза, бросок тела вперед, встал на колени, выпутывает ноги из платья — стоит. Бедные вы мои лилипутики в стране великанов! Голова у вас вечно задрана вверх, чтобы что-нибудь да увидеть. Окно где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, надо быть акробатом. Напряжение всей мускулатуры и всех сил ума, чтобы достать, наконец, дверную ручку... Дверь открыта, Бронек глубоко вздохнул. Этот глубокий вздох облегчения мы видим уже у младенцев после каждого усилия воли, длительного напряжения внимания. ... Я сам! — восклицает ребенок тысячи раз жестом, взглядом, смехом, мольбой, гневом, слезами». (Я. Корчак)

КПЗ 3.ДЕТСТВО: РАННИЙ ВОЗРАСТ

Материалы для контроля исходного уровня усвоения:

Устный опрос

1. Каковы основные факторы психического развития детей раннего возраста?

2. Каковы основные достижения раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка? В чем проявляются эти новообразования?

3. В чем значение такого фактора психического развития ребенка, как овладение прямой походкой?

4. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

5. Почему раннее детство считают сензитивным периодом для речевого развития?

6. Как проявляется кризис трех лет и в чем его психологиче­ская сущность?

7. Чем отличаются собственно предметные действия от про­стых манипуляций с предметами?

8. Почему ведущую дея­тельность раннего детства называют орудийно-предметной?

9. Какие функции выполняет взрослый в совместной предмет­ной деятельности с ребенком?

10. Каковы мотивация и этапы усвоения предметного действия ребенком?

11. Какова роль взрослого в становлении детской игры?

Материалы для контроля конечного уровня усвоения:

Задача 1

Мише (1 год 3 месяца) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.

Укажите стадию и закономерности развития речи в данном возрасте. Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи? Укажите центральную линию развития ребенка данного возраста. Какими особенностями характеризуются мотивационные процессы ребенка данного возраста? Укажите механизмы организации и управления поведением ребенка в раннем возрасте.

Задача 2

Миша (2 года 5 месяцев) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.

Коля (2 года 5 месяцев) в своей семье, наоборот, мало слышит, но зато «много видит». Мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуясь красивыми рисунками.

Что недоучитывают мама Миши и мама Коли? Какой психический процесс является ведущим? Охарактеризуйте психические процессы ребенка раннего возраста. Укажите ведущую деятельность ребенка в возрасте от 1 до 3 лет. Какие новообразования в развитии ребенка появляются к окончанию периода раннего детства?

КПЗ 4.ДЕТСТВО: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Материалы для контроля исходного уровня усвоения:

Устный опрос

1. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

2. В чем сущность кризиса семи лет?

3. Перечислите симптомы кризиса дошкольного возраста.

4. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?

5. Перечислите психические новообразования дошкольного возраста.

6. Охарактеризуйте структуру самосознания дошкольника.

7. В чем выражается изменение самосознания ребенка в период кризиса семи лет?

8. Какие виды деятельности способствуют становлению самосознания и усвоению социального опыта?

9. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников?

10. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?

11. Что включает в себя определение понятия «школьная зрелость»?

12. Охарактеризуйте особенности развития внимания у дошкольников.

Материалы для контроля конечного уровня усвоения:

Задача

Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу:

«Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?»

Нина задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила девочке решить задачу. Дочка с задачей справилась.

Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример? Какой психический процесс является ведущим в дошкольном возрасте? Укажите ведущую деятельность и новообразование этого периода. Дайте определение социальной ситуации развития. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в дошкольном возрасте согласно теории Л.С. Выготского). Укажите возрастную задачу возраста от 3 до 6 лет по классификации возрастных периодов Э. Эриксона.

КПЗ 5.ДЕТСТВО: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Материалы для контроля исходного уровня усвоения:

Устный опрос

Ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте основное противоречие между ведущим значением игры в психическом развитии детей семи лет и формированием у них учебной деятельности. Приведите примеры.

2. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?

3. По каким показателям судят о готовности ребенка к школьному обу­чению? Что такое позиция школьника?

4. Охарактеризуйте основные особенности психического развития ребенка семи лет, начинающего обучение в школе.

5. Каковы психологические новообразования младшего школьного возраста? Перечислите их и охарактеризуйте.


nazovite-osnovnie-pravila-okazaniya-pervoj-pomoshi-pri-sotryasenii-mozga.html
nazovite-osnovnie-priznaki-socialnogo-dejstviya-videlennie-m-veberom.html
    PR.RU™